Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего и основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (Вариант 7.1.)
Описание образовательной программы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная основная образовательная программа начального общего
образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – АООП НОО
обучающихся с ЗПР) – это образовательная программа, адаптированная для обучения
данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию.
Данная образовательная
программа разработана на основе:
• Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-Ф3;
• Указа Президента РФ «О
Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» от
01.06.2012г. № 761;
• Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования для детей с
ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России от19.12.2014г.
№1598);
• Примерной адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся
с задержкой психического развития;
• Санитарно-эпидемиологических правил и нормативах СанПиН
2.4.2.3286-15, утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 10.07.2015г. №26;
• нормативно-методической
документации Министерства образования и науки РФ и других нормативно-правовых
актов в области образования;
• Устава МБОУ «КССОШ»
Адаптированная основная образовательная программа начального общего,
среднего общего образования для обучающихся с ОВЗ (далее АООП НОО ОВЗ) с
задержкой психического развития (далее – с ЗПР) разработана на основании
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО
ОВЗ) с учѐтом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.1). Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает
образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту
завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по
возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы, 5-7классы).
Обязательными условиями реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР является
психолого- педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа
учителя начальных классов с педагогами, реализующими программу коррекционной
работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его
особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК. Цель
реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения требований ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального
удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР,
обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Достижение
поставленной цели при разработке и реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР
предусматривает решение следующих основных задач:
• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих
способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
• достижение планируемых
результатов освоения АООП НОО, целевых установок, приобретение знаний, умений,
навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными,
общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с
ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
• становление и развитие
личности обучающегося с ЗПР в еѐ индивидуальности, самобытности, уникальности и
неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного,
коммуникативного, двигательного, личностного развития;
• создание благоприятных условий для удовлетворения особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
• обеспечение доступности получения качественного начального общего
образования;
• обеспечение преемственности начального общего и основного общего
образования;
• выявление и развитие
возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно
полезной деятельности, проведения спортивно– оздоровительной работы,
организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов,
секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого
взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
• использование в образовательном процессе современных образовательных
технологий деятельностного типа;
• предоставление обучающимся
возможности для эффективной самостоятельной работы;
• участие педагогических работников, обучающихся, их родителей
(законных представителей) и общественности в проектировании и развитии
внутришкольной социальной среды;
• включение обучающихся в процессы познания и преобразования
внешкольной социальной среды (населѐнного пункта, района). В основу АООП НОО
обучающихся с ОВЗ (ЗПР) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Применение дифференцированного подхода предполагает учет особых образовательных
потребностей обучающихся с ОВЗ (ЗПР), которые проявляются в неоднородности по
возможностям освоения содержания образования, и предоставление обучающимся
возможности реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход в МБОУ «КССОШ» основывается на
теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих
основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру
образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с
нормальным и нарушенным развитием и строится на признании того, что развитие
личности обучающихся с ОВЗ (ЗПР) младшего школьного возраста определяется
характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и
учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является
обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической
деятельности обучающихся, обеспечивающий
овладение ими содержанием образования. Реализация деятельностного подхода
обеспечивает: придание результатам образования социально и личностно значимого
характера; прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной
деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в
изучаемых образовательных областях; существенное повышение мотивации и интереса
к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения. В основу АООП НОО
обучающихся с ОВЗ (ЗПР) МБОУ «КССОШ» заложены следующие принципы:
- принципы государственной политики РФ в области образования
(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства
на территории Российской Федерации, светский характер образования,
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и
особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных
потребностей обучающихся;
- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
- принцип развивающей
направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие
личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом
особых образовательных потребностей;
- принцип преемственности,
предполагающий при проектировании АООП начального общего образования
обучающихся с ОВЗ (ЗПР) ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность
образования обучающихся с задержкой психического развития;
- принцип целостности содержания образования, поскольку в основу
структуры содержания образования положено не понятие предмета, а образовательной
области»;
- принцип направленности на формирование деятельности, «обеспечивает
возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми
видами доступной им предметно- практической деятельности, способами и приемами
познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и
нормативным поведением;
- принцип переноса усвоенных
знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной
ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося
к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
- принцип сотрудничества с семьей.
Общая характеристика АООП НОО обучающихся с ОВЗ (с задержкой
психического развития) АООП НОО обучающихся с ОВЗ (ЗПР) представляет собой
общеобразовательную программу, адаптированную для обучения обучающихся с ОВЗ
(ЗПР) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей, обеспечивающую коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию. АООП НОО обучающихся с ОВЗ (ЗПР) обеспечивает коррекционную
направленность всего образовательного процесса при его особой организации:
пролонгированные сроки обучения, проведение индивидуальных и групповых
коррекционных занятий, особое структурирование содержания обучения на основе
усиления внимания к формированию социальной компетенции.
АООП НОО обучающихся с ОВЗ (ЗПР) содержит требования к:
- структуре АООП НОО,
- условиям ее реализации,
- результатам освоения.
АООП НОО обучающихся с ОВЗ
(ЗПР) содержит:
пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися с
ОВЗ адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования; систему оценки достижения
обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования; программу формирования универсальных учебных
действий; программу учебных предметов,
курсов коррекционно-развивающей области; систему условий реализации
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования.
Реализация АООП НОО для детей с
ОВЗ предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование сопоставимое по
итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием
сверстников без ограничений здоровья. Сроки получения начального общего
образования обучающимися с ОВЗ (ЗПР) могут быть пролонгированы с учетом
психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития каждой
категории обучающихся. Определение варианта АООП НОО обучающегося с ЗПР
(7.1.,7.2.,7.3.) осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных
по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования,
в порядке, установленном законодательством РФ. В процессе всего школьного
обучения сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта
программы на другой (основанием для этого является заключение ПМПК). Перевод
обучающегося с ЗПР с одного варианта АООП НОО на другой осуществляется на
основании комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных
результатов по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных
представителей). Неспособность обучающегося с ЗПР полноценно освоить отдельный
предмет в структуре АООП НОО ОВЗ не должна служить препятствием для выбора или
продолжения освоения АООП НОО для обучающихся с ЗПР, поскольку у данной
категории обучающихся может быть
специфическое расстройство чтения, письма, арифметических навыков
(дислексия, дисграфия, дискалькулия), а также выраженные нарушения внимания и
работоспособности, нарушения со стороны двигательной сферы, препятствующие
освоению программы в полном объеме.
При возникновении трудностей в
освоении обучающимся с ЗПР содержания АООП НОО специалисты, осуществляющие его
психолого-педагогическое сопровождение, должны оперативно дополнить структуру
Программы коррекционной работы соответствующим направлением работы. В случае
появления стойких затруднений в ходе обучения или взаимодействия со
сверстниками обучающийся с ЗПР направляется на комплексное обследование в ПМПК
с целью выработки рекомендаций родителям и специалистам по его дальнейшему
обучению и необходимости перевода на обучение по индивидуальному учебному плану
с учетом его особенностей и образовательных потребностей (варианты 7.2.или
7.3). Общий подход к оценке знаний и умений, составляющих предметные результаты
освоения АООП НОО ОВЗ сохраняется в его традиционном виде. При этом,
обучающийся с ЗПР имеет право на прохождение текущей, промежуточной и
государственной итоговой аттестации в иных формах. Текущая, промежуточная и
итоговая аттестация на ступени начального общего образования проводится с
учетом возможных специфических трудностей ребенка с ЗПР в овладении письмом,
чтением или счетом. Вывод об успешности овладения содержанием АООП НОО ОВЗ
обучающихся с ЗПР делается на основании положительной индивидуальной динамики.
Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической
задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных
представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по
другому варианту АООП НОО ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК, либо на
обучение по индивидуальному учебному плану.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР - это дети, имеющие недостатки в психологическом
развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без
создания специальных условий. Категория обучающихся с ЗПР – неоднородная по
составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать
органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы,
конституциональные факторы, хронические соматические заболевания,
неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация.
Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный
диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню
возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной
отсталости. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные
затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными
познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического
развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности
и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные
недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо
неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной
саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и
мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки,
умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Уровень психического
развития поступающего в школу ребѐнка с ЗПР зависит не только от характера и
степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе)
нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и
дошкольного). Диапазон различий в
развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально
развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые
трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями
когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных
при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми
сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего
образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической)
коррекционной помощи. Различие структуры нарушения психического развития у
обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в
получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих
возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление
существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения
психического развития и неспособностью обучающегося к освоению образования,
сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников. Дифференциация
образовательных программ начального общего образования обучающихся с ЗПР соотносится
с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и
структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР
и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на ПМПК. АООП НОО
(вариант 7.1) адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в
школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но отмечаются
трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и
организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости.
Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой
органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в
повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной
работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам.
Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в
разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной
координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом
наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения. 8 Особые образовательные
потребности обучающихся с ЗПР Особые образовательные потребности различаются у обучающихся
с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического
развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своѐ
отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим современные
научные представления об особенностях психофизического развития разных групп
обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех
обучающихся с ОВЗ, так и специфические. К общим потребностям относятся: -
получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления
первичного нарушения развития; - получение начального общего образования в
условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного
образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ; - обязательность непрерывности
коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание
предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы; -психологическое
сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и
соучениками; -психологическое сопровождение, направленное на установление
взаимодействия семьи и образовательной организации. Для обучающихся с ЗПР,
осваивающих АООП НОО (вариант 7.1), характерны следующие специфические
образовательные потребности:
адаптация основной общеобразовательной
программы начального общего образования с учетом необходимости коррекции
психофизического развития; обеспечение
особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом
функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики
психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой
работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого
лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения,
а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию
дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции
познавательной деятельности и поведения; ñ организация процесса
обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с
ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала,
дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и
средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации
индивидуальных недостатков развития);
учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей,
обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном
пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР;
профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и
сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики
психофизического развития;
обеспечение непрерывного контроля за становлением
учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до
достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями
самостоятельно;
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса
к себе, окружающему предметному и социальному миру; постоянная помощь в
осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и
совершенствовании освоенных умений;
специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые
ситуации взаимодействия с действительностью;
постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм
поведения; ñ
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и
поведения;
развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного
общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми),
формирование навыков социально одобряемого поведения;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование
способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию
возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь
взрослого;
обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации
(сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования
социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с
ЗПР, можно открыть ему путь к получению качественного образования.