Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего и основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Описание образовательной программы
Пояснительная записка
Цель реализации АООП
образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
— создание условий для максимального удовлетворения особых
образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального
и культурного опыта.
Достижение
поставленной цели при разработке и реализации Организацией АООП предусматривает
решение следующих основных задач:
― овладение
обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью,
обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
― формирование
общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности
(нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное,
физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными
и социокультурными ценностями;
― достижение
планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей;
― выявление и развитие
возможностей и способностей обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их
общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы,
организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов,
секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого
взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
― участие педагогических работников,
обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в
проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.
Общая характеристика
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
АООП образования обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) создается с учетом их
особых образовательных потребностей.
Организация
должна обеспечить требуемые для этой категории обучающихся условия обучения и
воспитания. Одним из важнейших условий обучения ребенка с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среде других обучающихся является
готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними.
АООП включает
обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.
Обязательная
часть АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) составляет не менее 70%, а часть, формируемая участниками
образовательных отношений, не более 30% от общего объема АООП.
Сроки
реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) составляет 9 ―13 лет[1].
В реализации АООП может быть
выделено два или три этапа:
I этап ―
(дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы;
II этап ―
5-9 классы;
III этап ―
10-12 классы.
Цель I-го этапа состоит в
формировании основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков
психофизического развития обучающихся.
Организация первого
дополнительного класса (1I) направлена на решение
диагностико-пропедевтических задач:
1. выявить
индивидуальные возможности каждого ребенка, особенности его психофизического
развития, оказывающие влияние на овладение учебными умениями и навыками;
2. сформировать у обучающихся физическую,
социально-личностную, коммуникативную и интеллектуальную готовность к освоению
АООП;
3. сформировать готовность к участию в систематических
учебных занятиях, в разных формах группового и индивидуального взаимодействия
с учителем и одноклассниками в урочное и внеурочное время;
4. обогатить знания обучающихся о социальном и
природном мире, опыт в доступных видах детской деятельности (рисование,
лепка, аппликация, ручной труд, игра и др.).
II этап направлен на расширение, углубление и
систематизацию знаний и умений обучающихся в обязательных предметных областях,
овладение некоторыми навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
На III-м этапе
реализации АООП решаются задачи, связанные с углубленной трудовой подготовкой и
социализацией обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), которые необходимы для их самостоятельной жизнедеятельности в
социальной среде.
[1]
Пункт 13, части 1 Федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). Приказ Минобрнауки РФ от 19
декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.