Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего и основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (Вариант 5.1.)
Описание образовательной программы
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Определение и назначение адаптированной
основной
общеобразовательной программы начального
общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее – АООП)
начального общего и основного общего образования (далее – НОО,ООО) обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи (далее – ТНР) – это образовательная программа, адаптированная
для обучения детей с ТНР с учетом особенностей их психофизического и речевого
развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию.
АООП НОО
обучающихся с ТНР самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией,
осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом
(далее –
ФГОС) НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и с
учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего и основного общего образования обучающихся с ТНР.
АООП НОО, ООО обучающихся с ТНР определяет содержание
образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
Структура адаптированной
основной общеобразовательной
программы начального общего, основного
общего образования обучающихся с
тяжелыми нарушениями речи
АООП НОО
обучающихся с ТНР состоит из двух частей: обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
АООП НОО,ООО обучающихся с ТНР
содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой
раздел определяет общее назначение, цели и планируемые результаты реализации
АООП НОО, ООО а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает пояснительную записку; планируемые результаты освоения
обучающимися с ТНР АООП НОО,ООО; систему оценки
достижения планируемых результатов освоения АООП НОО, ООО.
программу формирования универсальных
учебных действий;
программу отдельных
учебных предметов;
программу
духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ТНР;
программу
формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
программу коррекционной работы;
программу внеурочной деятельности.
Организационный
раздел включает учебный план НОО,ООО (реализующий предметные и
коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности); систему
специальных условий реализации АООП НОО обучающихся с ТНР.
Принципы и подходы к формированию адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего образования бучающихся
с тяжелыми нарушениями речи
В основу
формирования АООП НОО обучающихся с ТНР положены следующие принципы:
принципы государственной политики
Российской Федерации в области образования гуманистический характер
образования, единство образовательного пространства на территории Российской
Федерации, системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки
обучающихся и воспитанников и др.)1;
принцип учета типологических и
индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
принцип коррекционной направленности
образовательного процесса;
принцип развивающей направленности образовательного
процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны
ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
принцип
комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного
потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей
обучающихся;
принцип
преемственности, предполагающий при проектировании АООП НОО ориентировку на
программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность
образования обучающихся с ТНР;
принцип
целостности содержания образования. Содержание образования едино. В основе
структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие
«предметной области»
В основу
разработки АООП НОО обучающихся с ТНР заложены дифференцированный,
деятельностный и системный подходы.
Дифференцированный
подход к построению
АООП НОО обучающихся с ТНР предполагает учет особых образовательных потребностей
этих обучающихся, которые определяются уровнем речевого развития,
этиопатогенезом,
характером нарушений формирования речевой функциональной системы и проявляются
в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. АООП НОО
создается в соответствии с дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ требованиями к:
структуре образовательной программы;
условиям реализации образовательной программы;
результатам образования.
Применение
дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя
обучающимся с ТНР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития;
открывает широкие возможности для педагогического творчества, создания
вариативных образовательных материалов, обеспечивающих пошаговую логопедическую
коррекцию, развитие способности обучающихся самостоятельно решать учебно-познавательные
и учебно-практические задачи в соответствии с их возможностями.
Деятельностный
подход основывается
на теоретических положениях отечественной психологической
науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания
обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих
закономерностей развития обучающихся с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что
развитие личности обучающихся с ТНР младшего школьного возраста определяется
характером организации доступной им деятельности.
Основным
средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как
процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности
обучающихся, обеспечивающей овладение ими содержанием образования.
В контексте
разработки АООП начального общего, основного общего образования обучающихся с ТНР реализация
деятельностного подхода обеспечивает:
придание результатам образования социально и личностно
значимого характера;
прочное
усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения,
возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых предметных областях;
существенное повышение мотивации и интереса к учению,
приобретению нового опыта деятельности и поведения;
создание
условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с ТНР на основе
формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только
успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков, позволяющих
продолжить образование на следующей ступени, но и социальной компетенции,
составляющей основу социальной успешности.
Ключевым
условием реализации деятельностного подхода выступает организация детского
самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе, снижение
доли репродуктивных методов и способов обучения, ориентация на
личностно-ориентированные, проблемно-поискового характера.
Системный
подход основывается
на теоретических положениях о языке, представляющем собой
функциональную систему семиотического или знакового характера, которая
используется как средство общения.
Системность предполагает не механическую связь, а единство компонентов
языка, наличие определенных отношений между языковыми единицами одного уровня и
разных уровней.
Системный
подход в образовании строится на признании того, что язык существует и
реализуется через речь, в сложном строении которой выделяются различные
компоненты (фонетический, лексический,грамматический, семантический), тесно
взаимосвязанные на всех этапах развития речи ребенка.
Основным
средством реализации системного подхода в образовании обучающихся ТНР является
включение речи на всех этапах учебной деятельности обучающихся.
В контексте
разработки АООП начального общего, основного общего образования обучающихся с
ТНР реализация системного подхода обеспечивает: тесную взаимосвязь в
формировании перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения
учебными знаниями, действиями, умениями и навыками;
воздействие
на все компоненты речи при устранении ее системного недоразвития в процессе
освоения содержания предметных областей, предусмотренных ФГОС НОО и
коррекционно-развивающей области;
реализацию
интегративной коммуникативно-речевой цели – формирование речевого
взаимодействия в единстве всех его функций (познавательной, регулятивной,
контрольно-оценочной и др.) в соответствии с различными ситуациями.