Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего и основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (Вариант 5.1.)

Описание образовательной программы

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Определение и назначение адаптированной основной

общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

 

Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее – АООП) начального общего и основного общего образования  (далее – НОО,ООО) обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ТНР с учетом особенностей их психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

 

АООП НОО обучающихся с ТНР самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом

 

(далее – ФГОС) НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего и основного общего образования обучающихся с ТНР.

 

АООП НОО, ООО обучающихся с ТНР определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.

 

Структура адаптированной основной                общеобразовательной программы начального общего, основного  общего  образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

 

АООП НОО обучающихся с ТНР состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

 

АООП НОО,ООО         обучающихся       с    ТНР содержит         три    раздела:      целевой,  содержательный и организационный.

 

Целевой раздел определяет общее назначение, цели и планируемые результаты реализации АООП НОО, ООО а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися с  ТНР АООП НОО,ООО; систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО, ООО.

   

программу формирования универсальных учебных действий;

 

программу  отдельных учебных  предметов;

программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ТНР;

 

программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

 

программу коррекционной работы;

 

программу внеурочной деятельности.

 

Организационный раздел включает учебный план НОО,ООО (реализующий предметные и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности); систему специальных условий реализации АООП НОО обучающихся с ТНР.

 

Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной   программы            начального   общего           образования бучающихся с тяжелыми нарушениями речи

 

В основу формирования АООП НОО обучающихся с ТНР положены следующие принципы:

 

принципы государственной политики Российской Федерации в области образования гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.)1;

 

принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

 

принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

 

принцип  развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

 

принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей обучающихся;

 

принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП НОО ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ТНР;Хочу такой сайт

 

принцип целостности содержания образования. Содержание образования едино. В основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие «предметной области»

В основу разработки АООП НОО обучающихся с ТНР заложены дифференцированный, деятельностный и системный подходы.

 

Дифференцированный подход к построению АООП НОО обучающихся с ТНР предполагает учет особых образовательных потребностей этих обучающихся, которые определяются уровнем речевого развития,

 

этиопатогенезом, характером нарушений формирования речевой функциональной системы и проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. АООП НОО создается в соответствии с дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ требованиями к:

 

структуре образовательной программы;

 

условиям реализации образовательной программы;

 

результатам образования.

 

Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ТНР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития; открывает широкие возможности для педагогического творчества, создания вариативных образовательных материалов, обеспечивающих пошаговую логопедическую коррекцию, развитие            способности  обучающихся            самостоятельно         решать            учебно-познавательные и учебно-практические задачи в соответствии с их возможностями.

 

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития обучающихся с нормальным и нарушенным развитием.

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ТНР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности.

 

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающей овладение ими содержанием образования.

 

В контексте разработки АООП начального общего, основного общего  образования обучающихся с ТНР реализация деятельностного подхода обеспечивает:

 

придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

 

прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых предметных областях;

 

существенное повышение мотивации и интереса к учению,

 

приобретению нового опыта деятельности и поведения;

 

создание условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с ТНР на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков, позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и социальной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

 

Ключевым условием реализации деятельностного подхода выступает организация детского самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе, снижение доли репродуктивных методов и способов обучения, ориентация на личностно-ориентированные, проблемно-поискового характера.

 

Системный подход основывается на теоретических положениях о языке, представляющем собой функциональную систему семиотического или знакового характера, которая используется как средство общения.

Системность предполагает не механическую связь, а единство компонентов языка, наличие определенных отношений между языковыми единицами одного уровня и разных уровней.

 

Системный подход в образовании строится на признании того, что язык существует и реализуется через речь, в сложном строении которой выделяются различные компоненты (фонетический, лексический,грамматический, семантический), тесно взаимосвязанные на всех этапах развития речи ребенка.

 

Основным средством реализации системного подхода в образовании обучающихся ТНР является включение речи на всех этапах учебной деятельности обучающихся.

 

В контексте разработки АООП начального общего, основного общего образования обучающихся с ТНР реализация системного подхода обеспечивает: тесную взаимосвязь в формировании перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения учебными знаниями, действиями, умениями и навыками;

воздействие на все компоненты речи при устранении ее системного недоразвития в процессе освоения содержания предметных областей, предусмотренных ФГОС НОО и коррекционно-развивающей области;

реализацию интегративной коммуникативно-речевой цели – формирование речевого взаимодействия в единстве всех его функций (познавательной, регулятивной, контрольно-оценочной и др.) в соответствии с различными ситуациями.

ОВЗ ТНР ООП (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 05.11.2022.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (411) 32-20-4-50

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».