АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ И ПОЗДНООГЛОХШИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВАРИАНТ 2.2)
Описание образовательной программы
Пояснительная
записка
Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.1.)
разработана в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья к структуре адаптированной основной
общеобразовательной программы и направлена на формирование общей культуры
обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и
интеллектуальное развитие, формирование и развитие социальной (жизненной)
компетенции, активности и самостоятельности в познании и общении с людьми с
сохранным и нарушенным слухом, в разных видах деятельности, сохранение и
укрепление здоровья слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
АООП НОО предусматривает решение задач:
•
создания благоприятных условий для реализации особых образовательных
потребностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся при совместном обучении
с нормативно развивающимися сверстниками;
•
специальной организации образовательной среды в соответствии с особыми
образовательными потребностями слабослышащих и позднооглохших обучающихся,
индивидуальными особенностями здоровья;
•
обеспечения психолого-педагогической помощи обучающимся в овладении
содержанием образовательной программы начального общего образования;
•
обеспечения специальной психолого-педагогической помощи в формировании у
обучающихся полноценной социальной (жизненной) компетенции, развития
коммуникативных и познавательных возможностей;
•
оказания непрерывной консультативно-методической помощи родителям (законным
представителям) слабослышащих и
позднооглохших обучающихся.
Принципы
и подходы к формированию адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
Представлены в разделе 1. Общие положения.
Общая
характеристика адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
Вариант
2.1. предполагает, что слабослышащий и позднооглохший обучающийся получает
образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту
завершения обучения, образованию слышащих сверстников, находясь в их среде и в
те же календарные сроки (1 - 4
классы). Он может быть включён (в классе не более одного – двух обучающихся с
нарушенным слухом) в общий образовательный поток (инклюзия).
Обязательным является систематическая
специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей,
родителей, детского коллектива и самого обучающегося. Основными направлениями в
специальной поддержке являются: удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с нарушением слуха; коррекционная помощь в овладении
базовым содержанием обучения; развитие слухозрительного и слухового восприятия
и произносительной стороны речи; развитие сознательного использования речевых
возможностей в разных условиях общения для реализации полноценных социальных
связей с окружающими людьми.
Психолого-педагогическая поддержка
предполагает: помощь в формировании полноценных социальных (жизненных)
компетенций, развитие адекватных отношений между ребенком, учителями,
одноклассникам и другими обучающимися, родителями; работу по профилактике
внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе, поддержанию
эмоционально комфортной обстановки; создание условий успешного овладения
учебной деятельностью с целью предупреждения негативного отношения обучающегося
к ситуации школьного обучения в целом.
В структуру АООП НОО обязательно
включается Программа коррекционной работы, направленная на коррекцию
слухоречевого развития, преодоление коммуникативных барьеров и поддержку в
освоении АООП НОО.
Программа коррекционной работы предусматривает
необходимость учёта особых образовательных потребностей слабослышащих и
позднооглохших обучающихся посредством индивидуализации и дифференциации
образовательного процесса.
Реализация программы коррекционной работы
обеспечивает развитие социальной (жизненной) компетенции обучающихся, оказывая
влияние на результаты образования в целом. Формирование жизненной компетенции
предполагает исходно заданное требование к образовательной подготовке ученика в
этом направлении. Содержание требований социальной (жизненной) компетенции
отражается как в содержании ООП НОО, так и во внеурочной деятельности, по
различным направлениям социально-адаптационной, образовательно-воспитательной и
коррекционной работы. Формирование жизненной компетенции затрагивает проблемы
коммуникации, сотрудничества, управления собственной деятельностью, самооценки,
выполнение морально-этических норм и др.
Программа коррекционной работы должна
обеспечивать:
·
выявление
особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся,
обусловленных степенью снижения слуха, уровнем речевого развития и
особенностями их психического развития;
·
осуществление
индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи
обучающимся с нарушением слуха с учетом особенностей психофизического развития
и их индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии);
·
возможность
освоения обучающимися с нарушением слуха основной общеобразовательной программы
начального общего образования и их интеграции/инклюзии в общеобразовательной
организации;
·
возможность
развития у слабослышащих и позднооглохших обучающихся адекватных представлений
о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию с взрослыми и учащимися
по вопросам создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и
правах в организации обучения;
·
возможность
овладения обучающимися с нарушением слуха социально-бытовыми умениями,
используемыми в повседневной жизни; навыками коммуникации; дифференциация и
осмысление картины мира и её временно-пространственной организации; осмысления
своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы
ценностей и социальных ролей;
·
осуществление
специальной поддержки освоения основной образовательной программы.
Цель программы – оказание комплексной
помощи слабослышащим и позднооглохшим обучающимся в освоении основной
общеобразовательной программы начального общего образования, коррекция
недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, развитие
жизненной компетенции, интеграция в среду нормально слышащих сверстников.
Задачи программы:
создание благоприятных условий для
реализации особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших;
коррекционная помощь в овладении ими
основной общеобразовательной программы начального общего образования;
специальная организация среды в соответствии с особенностями ограничений
здоровья учащихся;
специальная психолого-педагогическая помощь в формировании полноценной
жизненной компетенции слабослышащих и позднооглохших обучающихся;
оказание консультативной и методической помощи
родителям (законным представителям) обучающихся с нарушением слуха.
В основу программы положены следующие принципы:
· государственной политики РФ в области образования[1]
(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства
на территории Российской Федерации, светский характер образования,
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и
особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
· учет типологических и индивидуальных образовательных
потребностей обучающихся;
· соблюдения интересов ребёнка;
· онтогенетический принцип;
· учёт особенностей развития и коррекции нарушений слабослышащих и
позднооглохших обучающихся, а также всесторонний
подход всех специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в
решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников
образовательного процесса;
· учёт социальных факторов в формировании
личности слабослышащего и позднооглохшего обучающегося;
· перенос знаний, умений, навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность жизненной ситуации,
что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной жизни;
● создание благоприятной
социальной ситуации развития и обучения каждого слабослышащего и позднооглохшего ребёнка в соответствии с его возрастными
и индивидуальными особенностями,
особыми образовательными потребностями;
·
максимальное
обогащение речевой практики;
·
компенсаторная
направленность обучения в единстве с развитием сенсорной базы слабослышащих и
позднооглохших обучающихся;
● взаимодействие
слабослышащих и позднооглохших обучающихся с их нормально развивающимися
сверстниками;
● приобщение
слабослышащих и позднооглохших обучающихся к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства.
Психолого-педагогическая
характеристика слабослышащих и позднооглохших обучающихся
Вариант 2.1.
предназначен для образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся (со
слуховыми аппаратам и (или) имплантами), которые достигли к моменту поступления
в школу уровня развития, близкого возрастной норме, и имеют положительный опыт
общения со слышащими сверстниками; понимают обращённую к ним устную речь; их
собственная речь должна быть внятной, т.е. понятной для окружающих.
Уникальность ситуации с
имплантированными детьми заключается в том, что их социально-психологический
статус меняется в процессе постоперационной реабилитации трижды. До момента
подключения речевого процессора ребенок может характеризоваться в соответствии
с устоявшимися классификациями как глухой, слабослышащий с тяжелой тугоухостью,
оглохший (сохранивший речь или теряющий ее). После подключения процессора
состояние слуха детей уравнивается – все благополучно прооперированные
становятся детьми, которые могут ощущать звуки интенсивностью 30-40 дБ, что
соответствует легкой тугоухости (1 степень по международной классификации).
Статус детей меняется. Они уже способны воспринимать звуковые сигналы, надежно
воспринимать неречевые звучания и реагировать на них. Однако ребенок продолжает
вести себя в быту как глухой человек, опираясь на умения и навыки,
сформированные ранее в условиях тяжелого нарушения слуха. Для него по-прежнему
важны зрительные опоры и привычные средства восприятия речи и коммуникации:
чтение с губ, письменная речь, дактилология, жестовая речь, привычка
контролировать произношение при помощи кинестетических опор и др. До тех пор,
пока не завершится первоначальный этап реабилитации, т.е. пока не произойдет
перестройка коммуникации и взаимодействия ребенка с близкими на естественный
лад, он сохраняет этот особый (переходный) статус. Благополучное завершение
первоначального этапа реабилитации означает, что ребенок с кохлеарными
имплантами встал на путь естественного развития коммуникации, и его статус
вновь изменился - он начинает вести себя и взаимодействовать с окружающими как
слышащий и начинает демонстрировать естественное («слуховое») поведение в
повседневной домашней жизни. Выбор образовательного маршрута детей с
кохлеарными имплантами зависит от точности определения его актуального социально-психологического статуса. До операции
оценивается характер нарушения, степень его выраженности, время потери слуха,
сроки и характер слухопротезирования, его эффективность, наличие вторичных
нарушений развития, условия предыдущего воспитания и обучения. После
подключения процессора состояние слуха детей меняется и уравнивается, поэтому
более важными становятся различия в развитии вербальной и невербальной
коммуникации и характеристика сенсорной основы, на которой она была
сформирована.
Относительно позднооглохших
детей важно отметить, что после операции кохлеарной имплантации позднооглохший
ребёнок, не имеющий выраженных дополнительных отклонений в развитии,
восстанавливает возможность коммуникации в течение 1-3 месяцев. В этом случае
прекращается (а чаще всего предотвращается) процесс распада речи.
Таким образом, по
варианту 2.1. могут обучаться 1)
глухие дети с кохлеарными имплантами, вступающие в коммуникацию и обладающие
развернутой речью, которая или сформирована еще до операции на зрительно-слуховой
или слухо-зрительной основе (дети с тяжелыми нарушениями слуха, обучение
которых было своевременным и успешным), или имплантированные в раннем и
дошкольном возрасте; 2) оглохшие дети со сформированной на нормальной сенсорной
основе речью и коммуникацией.
АООП НОО слабослышащих и позднооглохших
обучающихся, перенесших операцию кохлеарной имплантации, определяется с учётом
результатов первоначального (запускающего) этапа реабилитации (прежде всего,
способности естественного развития коммуникации и речи), готовности ребёнка к
освоению того или иного варианта АООП НОО, т.е. они должны иметь уровень общего
и речевого развития близкий к возрастной норме.
Особые образовательные потребности
слабослышащих и позднооглохших обучающихся. Особые образовательные потребности различаются у
слабослышащих и позднооглохших обучающихся разных групп, поскольку задаются
спецификой нарушения, уровнем общего и речевого развития, определяют особую
логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и
содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру
потребности, свойственные всем обучающимся с ограниченными возможностями
(с.15-19).
[1]
Статья 3 часть 1 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N
99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).